Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
Социология по Веберу (М. Вебер)
Историк, экономист, социолог, профессор ВУЗа. Написал много трудов: «Протестантская этика и духовный капитализм», «Социология религии», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия». Разработал ряд основных идей:
- проблема идеального типа
- теория социального действия
- теория рациональности
- теория бюрократии
- место и роль религии в общественной жизни
Понятия и принципы социологии
С точки зрения Вебера, социология не является нормативной наукой, то есть она не формирует общезначимых законов, норм, принципов общественной жизни.
Ее цель – исследование общих прав, особое изучение и объяснение социальных действий индивидов, его поведения, как культурного, цивильного человека. Именно индивид, его разносторонние разумные действия являются предметом социологического анализа. Самое важное - понять, как жили индивиды в тех или иных обществах, как действовали, чем руководствовались, какие цели они достигали (понимающая социология).
Метод понимающей социологии: изучая общество нельзя пользоваться теми же процедурами, что и при изучении природы. Так как люди – это существа мыслящие, рассуждающие. Из-за этого нельзя пользоваться стандартными механическими действиями. Общество должно открываться внутреннему чувству исследователя. Социолог, исследуя себя, познает и других индивидов (постигает общество изнутри). Для этого исследователь должен ставить себя в часть исследования.
В целях эффективного использования метода понимающей социологии, Вебер вводит ряд новых категорий. Среди них важнейшая категория идеального типа. Идеальный тип – не самоцель социологии, а лишь средство познания. Суть:
- Мысленная конструкция, которая не выражает подлинной реальности
- Только лишь выражает различные аспекты социальной реальности в общем плане
- Не должен смешиваться с оценкой или ценностью
- В нем выражается ограниченное, единообразное сходство действий (всю социальную реальность идеальный тип не может охватить, так как общество очень разнообразно).
Примеры: капитализм, христианство
Теория социального действия
Поведение, действие, социальное действие.
Поведение – самый широкий контекст в жизни человека, оно характерно деятельности человека в соотношениях с обществом. Это совокупность двигательных реакций на внешние стимулы и обстоятельства. Оно может быть социальным и природным. Поведение социально неинтересно.
Действие – поведение, но рациональное и обдуманное. Оно всегда личностно и осмысленно, но не каждое действие социальное.
Социальное действие – то действие, которое имеет субъект, смысл, и направлено на другого человека.
Вебер выделил 4 типа социальных действий:
- Целерациональное - имеются цели, средства, логика, разумный план
- Ценностнорациональное – действие в соответствии с принятыми ценностями, традициями, чувством долга, заповедями и ради идеала (капитаны последние уходят с тонущего корабля)
- Аффективные - действия обусловленные эмоциональным состояние человека: жажда мести, страсти, влечения.
- Традиционные – что-то, сто осуществляется по привычке.
Два последних типа характерны для слабо развитых обществ. Система действий организует общественную жизнь человека.
Проблема рациональности
Проблемы рациональности рассмотрел на примере западноевропейского общества, как идеального рационального общества.
Предпосылки:
- Античная наука (в частности математика), дополненная экспериментом.
- Рациональное римское право, которое регулирует отношения между индивидами
- Рациональное ведение хозяйства, отделение рабочей силы от средств производства
- Протестантизм возвел экономический успех в ранг религии, в результате чего возникло индустриальное общество.
Рациональность западноевропейского общества:
- Рациональная экономика. Она основана на развитии разделения общественного труда, прогрессе, специализации, эффективной организации, калькулируемости, рентабельности, максимальном использовании методов, господство частной собственности, рыночная стихия, господство денежного оборота, постоянное расширение производства.
- Рациональное государство, сфера политики. Легальный, законный тип господства, где подчиняются не личности а закону, определенному порядку и государство влияет только по средствам закона, создается аппарат управления, который состоит и чиновников и бюрократов, которые должны действовать законно.
- Рациональное право. Четко фиксированное право жизни людей, детальное регламентирование отношений между индивидами. В его основе лежит правовая справедливость, свобода, формальное равенство.
- Рациональная семья. Часто брак по расчету. Воспитание детей (научить их самим зарабатывать деньги)
- Рациональная система образования и воспитания. Готовность к высокопрофессиональному, производственному труду.
- Рациональная наука. Ориентирована на технику, на вторжение во внешний мир, причем она должна ориентироваться на перспективу. Для нее характерен фаустовский дух.
- Рациональная религия. Протестантизм. Не должна мешать человеку трудиться, не налагать запретов, не запрещать вторгаться в природу.
- Рациональный тип человека. Работа ради удовольствия, проявление инициативы в труде. Лучшая гарантия – честность. Чужды роскошь, ведет скромный образ жизни, богатство – чувство исполненного долга.
|