Фрагменты из презентацииМежбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные и формированием и исполнением соответствующих бюджетов. История:- Современная система межбюджетных финансовых потоков начала складываться в РФ, начиная с 1991 г.
- К этому времени до образования независимого российского государства бюджетная система РСФСР представляла собой часть централизованной бюджетной системы Советского Союза.
- В силу отсутствия каких-либо единых норм закрепления доходных источников и расходных полномочий, для каждой АТЕ существовали индивидуальные пропорции распределения налоговых и неналоговых доходов, за счет которых финансировались заранее согласованные расходы.
- Новая Конституция 1993 года и усиление позиций федеральных органов власти сделали возможным проведение в 1994 году реформы межбюджетных отношений, основной целью которой была формализация вопросов распределения доходов между федеральным и региональным бюджетами и предоставления финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня
- В результате проведенных преобразований система федеральной финансовой поддержки регионов в настоящее время включает в себя несколько каналов предоставления финансовых ресурсов, которые можно разделить на две группы:
- регулярные виды финансовой помощи;
- нерегулярные виды финансовой помощи.
- В составе регулярной финансовой помощи следует выделить прежде всего трансферты из федерального Фонда финансовой поддержки регионов, дотации бюджетам закрытых АТО, субвенции г.Москве. Нерегулярная финансовая помощь включает в себя главным образом расходы в рамках осуществления различных федеральных программ, а также финансирование по линии министерств и ведомств.
- Основным каналом регулярно предоставляемой федеральной финансовой помощи регионам является Фонд финансовой поддержки регионов, который начиная с 1994 года формируется и распределяется в соответствии со следующими принципами.
- Величина ФФПР утверждается в виде фиксированной доли налоговых доходов федерального бюджета (в 1994 г. — 22% доходов от НДС, в 1995 г. — 27% поступлений НДС в федеральный бюджет, в 1996-97 гг. — 15% налоговых доходов федерального бюджета за исключением ввозных пошлин …). Право на получение трансфертов из ФФПР ежегодно имеют 70-80 субъектов Федерации из 88.
Задача межбюджетных отношений- Распределить расходы
- Распределить доходы за соответствующим бюджетом
- Первичным моментом организации системы межбюджетных отношений является вопрос распределения расходных обязательств между уровнями государственной власти.
- Экономическая теория практически не дает рекомендаций по распределению расходных обязательств.
- Предполагается, что та или иная государственная услуга должна обеспечиваться уровнем государственной власти, наиболее близко представляющим сообщество людей, которое оказывается в выигрыше от оказания этой услуги.
- С этой точки зрения, например, оправданным является финансирование местных благ из муниципального бюджета, а государственных услуг общенационального значения — таких как оборона, безопасность — из центрального бюджета. Однако большинство государственных услуг не попадают полностью в какую-либо из перечисленных категорий и в силу этого решить вопрос о распределении обязательств по их финансированию согласно только теоретическим соображениям не представляется возможным.
Составные части расходного обязательства- законодательное регулирование;
- финансирование;
- администрирование.
При этом регулирование не поддается количественной оценке, а финансирование и администрирование, хотя и могут быть количественно определены, не отражают полного набора действий органа власти по исполнению расходного обязательства. Подходы для оценки расходных потребностей региональных бюджетов- Косвенная оценка расходных потребностей регионов на основе факторного анализа.
- Оценка расходных потребностей регионов на основе существующих целевых трансфертов.
- Применение единого норматива бюджетных расходов для всех АТО государства.
- Оценка расходных потребностей регионов на основе фактических расходов.
Косвенная оценка расходных потребностей регионов на основе факторного анализа. Такой метод может быть использован при наличии (выделении) факторов, определяющих спрос и/или стоимость оказания государственных услуг в АТО (количество потребителей тех или иных видов государственных услуг, затраты на отопление и освещение, транспорт и заработную плату и т.д.). Оценка расходных потребностей регионов на основе существующих целевых трансфертов. - Подобный подход применяется в случае недостаточности статистической информации для анализа влияния различных факторов на величину расходов, но в то же время из национального бюджета осуществляется выделение некоторого количества целевых грантов. В этом случае для расчета трансферта определяется соотношение федеральных средств, полученных в регионе на душу населения, и среднего по стране размере гранта, которое используется затем как один из коэффициентов в формуле распределения трансфертов.
- Указанный подход имеет несколько преимуществ, важнейшим из которых является то, что при его применении выравнивающие трансферты могут дополнять трансферты целевого характера, а следовательно, не возникает конфликтов между министерствами и ведомствами, ответственными за распределение целевых и выравнивающих трансфертов, а также бюджеты нижестоящего уровня не лишаются целевых источников финансирования.
Применение единого норматива бюджетных расходов для всех АТО государства.Для осуществления такого подхода на практике необходимо, чтобы между провинциями не существовало значительной дифференциации стоимости оказания бюджетных услуг. Оценка расходных потребностей регионов на основе фактических расходов. - Очевидно, что такой подход не представляется возможным использовать на долгосрочной основе, т.к. у региональных властей появляется возможность влиять на величину расходов с целью получения в будущем большего объема трансферта.
- Необходимо учитывать, что в составе государства всегда имеются слаборазвитые территории с низкой стоимостью государственных услуг в связи :
- с межрегиональной дифференциацией цен,
- с отсутствием возможности оказывать те или иные виды услуг вследствие отсутствия необходимой инфраструктуры
- каких-либо иных причин, связанных с уровнем экономического развития.
Доходы территориальных бюджетов включают:- Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично
- Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений.
Регулирующие доходы осуществляются для избежания вертикального и горизонтального дисбаланса.
|