Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Классификация товаров и услуг широкого потребления. Классификация
товаров широкого потребления представляет собой разбивку товаров на
группы на основе покупательских привычек потребителей: товары
повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого
спроса, товары пассивного спроса.
Среди товаров широкого потребления выделяют:
а) товары повседневного спроса – товары,
которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с
минимальными усилиями на их сравнение между собой (табак, мыло, газеты);
б) товары предварительного спроса – это
товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило,
сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и
внешнего оформления (мебель, одежда, электробытовые приборы);
в) товары особого спроса – товары с
уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради
приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить
дополнительные усилия (модные товары, автомобили, телеаппаратура,
фотооборудование);
г) товары пассивного спроса – товары,
которые потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их
покупке (новинки типа кухонных машин для переработки пищевых продуктов,
индикаторы дыма, страхование жизни, надгробия, энциклопедический словарь
и т.д.).
2.1. Товары повседневного спроса -
товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с
минимальными усилиями на сравнение между собой. Это основные товары
постоянного спроса, товары импульсной покупки и товары для экстренных
случаев.
а) Основные товары постоянного спроса - покупаются регулярно. Это сырье для производства какого-либо продукта и т.п.
б) Товары импульсной покупки -
покупаются без всякого предварительного планирования и поисков, т.е. не
видя - покупатель мог бы и не покупать.
в) Товары для экстренных случаев - покупаются при возникновении острой нужды в них.
2.2. Товары предварительного выбора -
товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило,
сравнивает между собой по разного рода признакам: качеству, цене,
внешнему оформлению. Например: мебель, одежда, средства труда и т.п. Эти
товары подразделяются на товары схожие и товары несхожие.
2.3. Товары особого спроса - товары с
уникальной характеристикой или товары марочные, ради приобретения
которых покупатель готов затратить дополнительные усилия. Это
контрольные марки, типы модных товаров и т.п.
2.4. Товары пассивного спроса - товары, о
которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их
покупке. Это, прежде всего, товары-новинки, по которым реклама не
обеспечивает осведомленности покупателя об их существовании.
На рис.8.2. изображены основные свойства
(эксплуатационно-технические характеристики) товара (продукта) и его
окружение (то, что делает приобретение товара привлекательным для
покупателя-потребителя).
Рисунок: в центре – основные свойства,
вокруг – удобство приобретения, цена, дизайн, марка товара, упаковка,
надежность поставки, послепродажный сервис.
Классификация товаров и услуг промышленного назначения
Товары промышленного назначения обычно
классифицируются по мере участия их в процессе производства или по их
относительной ценности: материалы и детали, капитальное имущество и
вспомогательные материалы, услуги.
3.1.Материалы и детали - товары,
полностью используемые в изделии покупателя- производителя. Это сырье,
материалы, полуфабрикаты, детали.
Сырье - товары, не прошедшие первичную
промышленную обработку: сельхозпродукция (пшеница, хлопок, фрукты, овощи
и т.п.), природные ресурсы (лес, рыба, нефть, руды и т.п.).
Полуфабрикаты и детали представляют
собой материальные компоненты или комплектующие изделия. Первые -
используются с последующей доработкой.
3.2. Капитальное имущество - товары,
частично присутствующие в готовом изделии: стационарные сооружения и
вспомогательное оборудование.
Стационарные сооружения - это строения (здания администрации, производственные здания), стационарное оборудование.
Вспомогательное оборудование - включает в себя движимое заводское оборудование, содействующее процессу производства.
3.3. Вспомогательные материалы и услуги – объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии производителя.
Вспомогательные материалы бывают двух
видов - рабочие материалы (смазочные масла, бумага, каменный уголь,
карандаши и т.п.) и материалы для техобслуживания и ремонта (гвозди,
краски и т.п.).
Деловые услуги - подразделяются на
услуги по техническому обслуживанию и ремонту (ремонт техники, мытье
чего-то и т.п.) и услуги консультативного характера (реклама,
консультации для руководства и т.п.)
|