Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
ЛИЗИНГ - форма долгосрочной аренды,
связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и
другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и
других природных объектов.
финансовый лизинг — предусматривает
выплату лизингополучателем в течение срока действия договора сумм,
покрывающих полностью стоимость амортизации имущества или большую ее
часть, а также прибыль лизингодателя; операционный лизинг - заключается
на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания
срока действия договора предмет лизинга возвращается владельцу.
ФРАНЧАЙЗИНГ - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.
Франчайзер - это головная фирма системы франчайзинга, это лицензиар франчайза.
Франчайзиат - это лицензиат франчайзи.
Франчайзинг также называют коммерческой концессией (гл.54 ГК РФ).
Основной принцип франчайзинга: сочетание
ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата, получая предусмотренные
договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак
обслуживания...
Франчайзинг пригоден в первую очередь
для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным
обслуживанием (общественное питание, гостиничные услуги, автоуслуги,
бытовое обслуживание и т.д.).
Франчайзинг является средством мобилизации капитала.
Типы франчайзинга:
товарный, который связан с продажей товарных групп франчайзерафранчай-зиату с платежами и с определенными условиями;
бизнес-формат франчайзинг -
предоставление целого пакета услуг франчайзиа-ту со стороны франчайзера:
передача производства, ноу-хау, обучение, накопленный опыт, анализ мест
размещения, товарные знаки, фирменное название и другое.
Примеры франчайзинга в России: "Макдональдс", ";Кока-кола", ...
ИНЖИНИРИНГ - инженерно-консультационные
услуги по созданию предприятий и объектов. Задачей инжиниринга является
получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала за
счет:
системного, междисциплинарного подхода к
осуществлению проектов; многовариантности технических и экономических
проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального варианта для
заказчика;
разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных технологий, оборудования;
использование современных методов организации и управления всеми стадиями осуществления проектов.
Услуги инжиниринга можно разделить:
группа - услуги, связанные с подготовкой производственного процесса.
группа - услуги по обеспечению нормального хода продукции.
В основе организации международной
торговли инжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления
работ, базирующийся на контракте.
Особое место в системе льготного предпринимательства принадлежит системе франчайзинга.
Франчайзинг - это процесс создания,
поддержания и развития системы льготного предпринимательства
(франшизной), в основе которой лежит передача прав на использование
известной торговой марки, ноу-хау и методов производства
предпринимательскими структурами(собственниками).
Система франчайзинга состоит из 2-х главных объектов:
1. франчайзера – глава фирмы
2. франчайзи – фирма оператор.
Франчайзер – это компания (владеющую
правами на интеллектуальную собственность или торговую марку) имеющая
основание для франшизы (льготы и привилегии).
Франчайзи – собственник или
предпринимательская структура, приобретающая права на пользование
франшизой на определенной территории.
В отечественной практике используют следующие названия:
1. франчайзи – фирмы оператор
2. франчайзер – головная компания
Франчайзи, как собственник выплачивает
франчайзеру частичный единовременный взнос и производит периодические
отчисления (роэлди) за право пользования торговой маркой, ноу-хау или
методами производства.
Франчайзинг, как система льготного
предпринимательства распространена более чем в 100 странах мира. Так в
США насчитывается более 2500 тыс. франчайзинговых систем, во Франции
более 600, включающих 30.000 фирм операторов, в Великобритании – 430
систем, 18600 – фирм операторов, в Канаде – 1000 головных фирм и 45000
фирм операторов. В последующие 30 лет планируется увеличение количества
франчайзинговых систем вдвое.
Первой франчайзинговой системой стало
производство швейных машин «Зингер» - Германия. К исторически известным
франчайзерам относятся – форд, Макдоналдс, Коко-кола и др.
Существуют 2-а вида франчайзинга:
1. франчайзинг продукции торговой марки
2. «бизнес-формат»
В системе франчайзинга продукции
торговой марки головная фирма выдает лицензию фирме оператору только на
использование своей торговой марки или продукции без передачи
производственной технологии. К наиболее представительным головным фирмам
этого вида относят: Коко-кола, форд, Зингер и др.
Во втором случае головная фирма передает
право не только на использование своей торговой марки, но и
предоставляет схему производственного процесса, которой должна следовать
фирма оператор. Это означает , что франчайзинг принимает целостную
бизнес-систему, включая имидж, торговую марку, стандарты производства,
управленческие процедуры, а также методы маркетинга. Наиболее
представительными являются следующие фирмы: Макдоналдс, пицца-Хат и др.
В России наиболее представительными франчайзингами являются: Макдоналдс, пицца-Хат, рибок, лимонти и т.п.
Взаимоотношения между головной компанией и фирмы оператором строится на договорной или контрактной основе.
Контракт – это правовое обязательство, принимаемое к исполнению обеими сторонами.
Контрактные отношения, оформленные договором, предусматривают несколько обязательных разделов:
1. права оператора
2. обязательства головной компании или франчайзинга
3. обязательства фирмы оператора
4. коммерческие ограничения и требования к фирме оператору
5. условия продажи предприятия
6. разрешение конфликтов
7. условия прекращения договоров
8. последствия прекращения договорных отношений
Финансовые отношения в договоре закрепляются следующими обязательными условиями:
1. головная
фирма получает единовременный первоначальный взнос оператора за право
действовать на рынке с торговой маркой франчайзера и за использование
его ноу-хау. Из мировой практики средний уровень единовременных выплат
по франчайзеру составляет 5-10 % общей стоимости пакета услуг льготного
производства.
2. капиталовложения
осуществляются как за счет передачи в аренду фирме оператору основных
фондов головной фирмы, так и за счет собственных и заемных средств
оператора. Комплекс услуг франчайзера может включать:
- контракт «подключ»
- поставка комплекта оборудования
- приобретение оборудования оператора
- лизинг
- закупка последующих обновленных
моделей специализированного оборудования, а также аренда помещений у
собственника с передачей в субаренду оператору.
3. в контракте оговариваются нормативы
текущих платежей или фиксированных норм платежей. Текущие платежи по
франчайзингу – это оплата оператора регулярных услуг франчайзера, в
отличии от роэлди, когда осуществляются выплаты за использование патента
или авторского права.
4. в контракте предусматриваются расходы
на рекламу и продвижение товаров за счет оператора или франчайзера либо
за счет обоих. Как правило операторы должны отчислять средства на
рекламу в размере от 1-5 % объема продаж.
5. головная компания может предоставлять
оператору кредит на 2-3 года на льготных условиях или взять на него
заем в банке, а также быть поручителем при получении кредита.
6. головная фирма берет обязательство
оказывать оператору бухгалтерскую и управленческую помощь, а также
осуществлять учения персонала.
7. фирма оператор обязуется отвечать за
качество услуг, товаров, за их оформление, репутацию торговой марки , а
также выполнять требования головной фирмы.
|