Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Под оптовой торговлей понимается любая
деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи
или производственного использования. Функции оптовой торговли: 1. Сбор и
обработка информации о спросе. 2. Закупка и формирование товарного
ассортимента. 3. Отбор, сортировка и наиболее приемлемых для покупателя
партий поставок. 4. Складирование и хранение товаров. 5. Транспортировка
товаров. 6. Участие в продвижении товаров на рынок. 7. Распределение
риска. 8. Финансирование поставок и продаж. 9. Оказание консультационных
услуг. Прямую оптовую торговлю осуществляет товаропроизводитель,
создавая свои торговые филиалы. Коммерческие оптовые предприятия,
которые являются независимыми фирмами, приобретают право собственности
на товар в целях его дальнейшей перепродажи. Такие фирмы могут выполнять
как все функции, присущие оптовой торговле, так и часть из них. Агенты и
брокеры обеспечивают выполнение отдельной функции оптовой торговли, не
имея при этом права собственности на товар, который они предлагают для
продажи. Агенты представляют, как правило, несколько производителей,
товары, товары которые являются взаимодополняющими и не конкурирующими.
Основные решения оптовиков: 1. Выявление основной группы покупателей,
для которых предназначается товар. 2. Определение ассортимента товара.
3. Выявление наиболее приемлемого набора дополнительных услуг. 4.
Установление для оптовика и его покупателей наиболее приемлемой цены. 5.
Обеспечение эффективной политики продвижения товаров на рынок. 6.
Установление наилучшего месторасположения торговли оптовика.
Оптовые фирмы - торговые предприятия,
имеющие широкий ассортимент продукции, а также оказывающие потребителям
различные услуги - транспортировка и доставка, хранение, комплектация,
нарезка, упаковка и т.п.
Оптовые фирмы приобретают товар в
собственность, имеют свои собственные склады и складские запасы,
транспортные средства, торговую марку. Торгуют от своего имени, на свой
страх и риск, по собственным ценам, которые получают путем установления
определенной наценки на каждый вид продукции.. Оптовые фирмы имеют
достаточно прочные и долговременные контакты со своими потребителями,
располагающимися на территории расположения самих баз. Обычно оптовые
базы находятся в промышленных центрах - местах скопления и концентрации
промышленных потребителей.
Реализуя свою продукцию небольшому числу
крупных оптовых фирм, поставщик может завоевать существенную долю рынка
и свести до минимума свои расходы, связанные с продажей и физическим
распределением. Однако, он рискует тем, что может потерять контакты с
конечными потребителями продукции, а следовательно потерять доступ к
каналу первичной рыночной информации. Поэтому даже в случае высокой
экономической эффективности использования крупных оптовых фирм, часть
продукции производитель все-таки отгружает напрямую наиболее крупным
потребителям, либо через собственные сбытовые подразделения.
Производители предоставляют оптовые скидки только крупным оптовым фирмам.
Часто на практике снабженцы считают, что
работа с поставщиком напрямую без посредника эффективнее. Однако, это
не всегда так. Мелкий и средний промышленный потребитель не всегда может
выдать крупный оптовый заказ производителю, поэтому он не получает
оптовой скидки. Кроме этого он несет большие, чем крупный оптовый
покупатель, транспортные расходы на единицу продукции, что в конечном
итоге приводит к удорожанию стоимости единицы товара.
Основные преимущества оптовых промышленных фирм сводятся к следующим:
1. Оптовая фирма имеет возможность
поставить товар быстрее. У нее больше складов, чем у производителя, они
разбросаны по всей территории рынка ближе к потребителю.
2. Услуги посредника позволяют
покупателю экономить на осуществлении материально-технического снабжения
и объема обработки учетной документации. Если покупать весь нужный
ассортимент у 1-2-х оптовиков, чем каждую позицию у отдельного ее
производителя, то явно видна экономия в транспортных издержках,
материально-техническом снабжении и обработке заказов на материальные
ресурсы.
3. В отдельных случаях посредник может предложить товар по более низким ценам, чем производитель.
4. Посредник может стать для потребителя
источником информации о товаре или рыночной конъюнктуре. Он публикует
каталоги, которые могут стать руководством по качеству, ценам и
предложению аналогичных товаров.
5. Посредник в лице оптовой фирмы может оказывать различного рода услуги.
6. Для мелкого постоянного покупателя
оптовая фирма может стать легкодоступным источником получения кредита,
льготных условий платежа и т.п.
Оптовая торговля выполняет множество
функций, связанных с процессом сортировки, покупкой или обращением с
товарами, их последующей перепродажей организациями розничной торговли
или другим оптовым организациям, но не связана с продажей больших
количеств конечным потребителям.
Право собственности и физическая принадлежность продукции в оптовой торговле зависят от вида выполняемых оптовых функций.
Некоторые оптовики ограничиваются
установлением контактов с розничной торговлей или используют собственную
сеть торговых агентов. Другие выполняют полный набор функций, связанных
с товародвижением, включая покупку и транспорт.
Основными потребителями услуг оптовой
торговли являются промышленные, коммерческие, государственные
организации; розничная торговля – на втором месте, взаимная продажа –
дальше.
В США около 450 000 организаций оптовой
торговли с объемом сбыта свыше 3 трлн. долларов. В розничной торговле
оборот около 2 трлн., а организаций – в 5 раз больше.
В оптовой торговле товар может делать несколько оборотов (от крупного оптовика к мелкому).
Издержки и прибыли оптовой торговли
зависят от скорости оборота, стоимости товаров, выполняемых функций,
эффективности и конкуренции.
Важнейшие функции оптовой торговли:
• Позволяет производителям сбывать товар с минимумом контактов с потребителями;
• Обеспечивает подготовленный торговый персонал;
• Обеспечивает маркетинговую и техническую поддержку для производителя и потребителя;
• Набирает ассортимент для потребителя и позволяет производителю уменьшать количество сделок;
• Закупает товары в больших количествах, позволяя поставлять их крупными партиями, снижая издержки поставки;
• Обеспечивает материальную базу для хранения и поставки;
• Предоставляет
финансовую помощь как производителям (оплачивая товары при поставке, а
не при продаже), так и розничным или коммерческим потребителям (через
торговый кредит);
• Ведет кредитную и бухгалтерскую отчетность;
• Решает проблемы возврата товаров и делает скидки на дефектную продукцию;
• Берет на себя риск, отвечая за хищения, повреждения и устаревание запасов.
Масштабы использования оптовой торговли различны в различных отраслях.
Например, большинство потребительских
товаров, продуктов питания, запчастей, канцпринадлежностей поступает
через независимые каналы. Тяжелое оборудование, компьютеры,
нефтепереработка, автомобили оптовую торговлю используют редко.
Без оптовой торговли
организациям-потребителям пришлось бы иметь дело с рядом производителей и
координировать поставки, развивать контакты с поставщиками, выполнять
много функций по товародвижению, хранить большие объемы товаров. При
этом мелкие организации-потребители будут игнорироваться производителем
(малые партии – невыгодно) и не смогут получать необходимую им продукцию
мелким оптом.
Например, в производстве автомобильных
деталей США существовало тысячи производителей, реализовавших продукт
через множество розничных организаций. Потребителям (гаражи и станции
обслуживания) мешали торговые агенты, трудно ориентировавшиеся в
ассортименте. Издержки сбыта производителей были высоки (медленная
реализация). В настоящее время используется сеть независимых
дистрибьютеров.
ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Многие оптовики считают, что не получают
достаточной поддержки от производителей в обучении, технической помощи,
литературе о продукте, рекламе.
Им не нравится, когда производители
меняют территориальное распределение, размер территориального сбыта,
сами начинают выполнять оптовые функции и т.д.
Оптовики хотят, чтобы производители продавали им, а не через них.
Существуют три общие категории
организации оптовой деятельности: оптовая деятельность производителей,
коммерческая оптовая деятельность, агенты и брокеры.
1) При
оптовой деятельности производителей они сами выполняют все оптовые
функции (Дженерал Моторс, IBM, Проктэр энд Гэмбл). Фирмы в этом случае
считают, что с точки зрения их товара непосредственный контакт с
розничной торговлей более эффективен и прибылен (на долю таких фирм
приходится порядка 40% оборота оптовой торговли). Оптовая деятельность
производителей необходима также, если отсутствуют приемлемые
независимые оптовые фирмы (Филип Моррис в Бразилии с сигаретами –
пришлось осуществлять прямые продажи, что при 8% рынка оказалось
невыгодно).
2) Коммерческие
оптовые фирмы покупают, получают право собственности для последующей
перепродажи. Это 60% объемов продаж и 80% количества оптовиков.
Коммерческие оптовые фирмы могут предоставлять весь спектр услуг или
ограниченное обслуживание. Полное обслуживание: собирают ассортимент,
обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары, обеспечивают
персональную продажу, помогают в исследовании и планировании.
3) Агенты
и брокеры выполняют различные оптовые функции, однако не берут право
собственности на товары. Они работают за комиссионное вознаграждение или
платежи за их услуги. На них приходится около 10% объема оптовых продаж
и 10% фирм оптовой торговли. Главное различие между агентами и
брокерами в том, что первые используются на постоянной основе, а вторые –
временно. Использование агентов и брокеров дает 3 преимущества:
1. позволяет поставщику увеличить сбыт, несмотря на ограниченные ресурсы;
2. издержки сбыта определены заранее оговоренным % от сбыта;
3. эти фирмы располагают подготовленным торговым персоналом.
Агенты включают агентов производителей, сбытовых агентов и торговцев на комиссии.
I. Агенты
производителей работают на нескольких производителей и имеют дело с
неконкурирующими дополняющими товарами с исключительным правом сбыта на
определенной территории. Таким образом, они могут избегать ситуаций,
связанных с конфликтом интересов, иметь достаточно полный ассортимент
продукции для своей территории сбыта. Они не предоставляют кредит,
иногда хранят и поставляют продукцию, предоставляют ограниченную помощь в
исследованиях и планировании. Предоставляется поддержка по реализации и
продвижению товаров. Эти агенты могут дополнять сбытовую деятельность
производителей, помогать внедрять новые товары, выходить на
географически разбросанные рынки и продавать продукцию малыми партиями.
Они обычно имеют дело с небольшой частью выпускаемой фирмой продукции.
Производитель может использовать различных агентов, каждый из которых
может иметь различные сочетания ассортимента и территории. Крупные
фирмы могут использовать отдельных агентов для каждой ассортиментной
группы. С США свыше 50 тыс. фирм-агентов производителей.
II. Сбытовые
агенты по условиям договора отвечают за маркетинг всей продукции
производителей. По существу, они превращаются в маркетинговые
подразделения производителя и имеют полномочия вести переговоры по ценам
и другим условиям реализации (кредит, поставка). Они выполняют все
оптовые функции, не получая права собственности. Сбытовой агент у
производителя обычно один. Сбытовые агенты в большинстве случаев
работают на небольшие промышленные фирмы (текстиль, консервы, металлы,
домашние принадлежности, одежда, металло-изделия).
III. Торговцы
на комиссии получают товары на принципах консигнации от производителей и
организуют их сбыт. Они иногда предлагают кредит, обеспечивают хранение
и доставку, обеспечивают торговый персонал, содействуют в исследовании и
планировании, но не помогают в реализации и продвижении.
Брокеры сводят покупателей и продавцов
(обычно продукты питания) для совершения сделки. Они обычно не могут
завершать сделки без официального одобрения. Брокеры чаще представляют
покупателя, который и выплачивает комиссионное вознаграждение.
|