Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. НУЖДА ―
чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей
многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище,
одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды. Второй исходной идеей
маркетинга является идея человеческих потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ ―
нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным
уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах,
способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному
укладу данного общества. По мере прогрессивного развития общества растут
и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством
объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители
со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для
стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать
связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар
пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических
нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их
удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары,
которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых
возможностей. СПРОС ― это потребность, подкрепленная
покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств
которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с
учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Человеческие нужды,
потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их
удовлетворения. ТОВАР ― все, что может удовлетворить
потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания,
приобретения, использования или потребления. Понятие «товар» не
ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что
способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и
услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и
идеи. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают
удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. ОБМЕН ―
акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо
взамен. Обмен ― один из четырех способов, посредством которых отдельные
лица могут получить желаемый объект. Обмен ― основное понятие маркетинга
как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо
соблюдение пяти условий: 1. Сторон должно быть как минимум две. 2.
Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить
ценность для другой стороны. 3. Каждая сторона должна быть способна
осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 4. Каждая сторона
должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения
другой стороны. 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности
или желательности иметь дело с другой стороной. Эти пять условий
создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли
он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если
соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все
его участники получают выгоду поскольку каждый из них был волен либо
отклонить, либо принять предложение. Если обмен ― основное понятие
маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в
сфере маркетинга яв¬ляется сделка. СДЕЛКА ―
коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка
предполагает наличие нескольких условий: 1) по меньшей мере двух
ценностно-значимых объектов, 2) согласованных условий ее осуществления,
3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места
проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются
законодательством. Понятие «сделка» ― непосредственно подводит нас к
понятию «рынок». РЫНОК ― совокупность существующих и потенциальных
покупателей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу
или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда
состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на
заработную плату или товары.
Нужда — чувство ощущения человеком в нехватке чего-либо.
Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос (спрос) — желание конкретной потребности, подкрепленное покупательной способностью (платежеспособным спросом)
Товар (продукт) — все, что может удовлетворить какие-либо потребности.
Обмен — акт получения от кого-либо желаемого продукта путем предложения чего-то взамен.
Условия обмена
1) Сторон должно быть как минимум две.
2) Каждая сторона должна располагать чем-то, что может представлять ценность для другой стороны.
3) Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
4) Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
5) Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникации и доставку товара.
Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Условия сделки
1) Два и более ценностно значимых объекта.
2) Заранее должны быть оговорены место, время, условия и сроки заключения.
Рынок — это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей товаров и услуг.
Рынок продавца — рынок, на котором
продавцы имеют больше власти и наиболее активными деятелями рынка
приходится быть покупателям.
Рынок покупателя — рынок, на котором больше власти имеют покупатели.
Виды спроса и задачи маркетинга.
Существ. 9 видов спроса: 1. Отрицательный спрос. Рынок находится в
состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбли¬вает
товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У
людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры. Задача
мар-кетинга ― проанализировать, почему рынок испытывает не¬приязнь к
товару и может ли программа маркетинга изме¬нить негативные отношения
рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного
стимулирования.(конверсионный спрос) 2. Отсутствие спроса. Целевые
потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к
нему. Так, студенты колледжа могут не заинтересоваться изучением
ино¬странного языка. Задача маркетинга ― отыскать способы увязки
присущих товару выгод с естественными потреб¬ностями и интересами
человека.(стимулирующий маркетинг) 3. Скрытый спрос. Многие потребители
могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с
помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый
спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более
экономичные автомобили. Задача маркетинга ― оценить величину
потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способ¬ные
удовлетворить спрос.(развивающий маркетинг) 4. Падающий спрос. Рано или
поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или
несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число
желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен
проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли
снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения
характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.
Задача маркетинга ― обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря
творческому переосмыслению подхода к предложению товара.(ремаркетинг) 5.
Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной,
ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и
перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время
дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. Задача
маркетинга ― изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса
по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов
побуждения.(синхронизирующий мар-г)6. Полноценный спрос. О полноценном
спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.
Задача маркетинга ― поддерживать существующий уро¬вень спроса, несмотря
на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.
Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и
обслуживания, постоянно замерять уровень потребитель¬ской
удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих
действий.(поддерживающий маар-г)7.Чрезмерный спрос. У ряда организаций
уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача
маркетинга, именуемого в данном случае «демаркетингом», ― изыскать
способы временного или постоянного снижения спроса. При общем
демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам,
как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение
сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса
на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше
сервисных услуг. Цель демаркетинга ― не ликвидировать спрос, а всего
лишь снизить его уровень.(демаркетинг)8.Нерациональный спрос.
Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует
целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения
си¬гарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызываю¬щих
привыкание. Задача маркетинга ― убедить любителей чего-то отказаться от
своих при-вычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены
и ограничивая доступность товара.(противодействующий). 9.
Спрос-заблуждение - исследуется откуда пошли веяния(корректирующий).
|