Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"
К содержанию
Внутренняя среда м-га (микросреда) –
это такие ее эл-ты, кот. непосредственно связаны с деят-ю данной фирмы и
контролируются ею. Составляющие эл-ты:
структура маркетинга (товар, сбыт,
продвижение, цена) или маркетинговая смесь; целевой рынок; форма
собственности компании; характер оборудования; профессионально -
квалификационный состав работников; территориальное базирование компании
и область ее деятельности; цели компании; культура компании.
Степень успеха организации на рынке
зависит от различных факторов, из которых складывается ее маркетинговая
среда. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды
организации.
Маркетологи работают в тесном контакте с
руководством организации и ее различными отделами. Основные элементы
внутренней среды организации:
- кадровый потенциал организации;
- организационно-управленческие возможности организации;
- проектно-конструкторский потенциал организации;
- производственные возможности организации;
- сбытовой потенциал организации;
- материальные и финансовые возможности организации.
При анализе факторы окружающей среды разделяются на:
1. контролируемые организацией
(управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней
среды; а также микросреды, с которой организация непосредственно
взаимодействует, поскольку эти факторы, вступая во взаимодействие с
организацией, имеют встречное воздействие.
2. неконтролируемые организацией
(находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят
макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний
характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно
приспосабливаться к ним Исключения в этом случае могут составить лишь
сверхкрупные монополии.
При рассмотрении факторов внутренней
(внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать,
что часть их управляется высшим руководством организации, а другая
часть - службой маркетинга и взаимодействующими с ней другими службами
организации. Так, финансовый отдел занимается изысканием и
использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана
маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек фирмы, чтобы
отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он
работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в
развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о
комфортности помещения, в котором осуществляет свои операции отдел
сбыта. Очевидно, что отделы организации вносят свой вклад в успешное
выполнение плана маркетинга. В приложении Б на рис. 1 наглядно
представлены внутренние факторы, контролируемые маркетингом в
организации.
Организация должна располагать
эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно
полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней
среды. На основе данной информации организация должна адаптировать свою
стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и
целей развития. Стабильный долгосрочный успех предполагает находить
новые возможности, соответствующие плану маркетинга, а также
своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя маркетинговую
стратегию.
Внутренняя среда — часть общей среды, которая контролируется фирмой и образует потенциал ее деятельности.
Включает:
1) персонал
(ключевой фактор успешной деятельности фирмы) : демографические и
профессиональный состав, уровень квалификации, знания, умения и навыки,
авторитет, известность.
2) Активы: любые виды средств и атрибутов фирмы, способные принести ей доход
2.1 материальные активы (основные средства + материально-производственные запасы)
2.2 нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау, авторские права, программные продукты, торговая марка)
2.3 финансовые активы: ценные бумаги, дебиторская задолженность, денежные средства,
3) структура: совокупность компонентов фирмы и связей между ними
В зависимости от вида отражаемых связей различают:
Административно-хозяйственная структура
(вертикальные связи, хозяйственное включение и финансовые
взаимоотношения между подразделениями размыты, иерархия уровней).
Производственная — отражает совокупность
горизонтальных, предметно-технологических отношений между
производственными подразделениями)
Структура систем управления отражает
отношения линейных и штабных полномочий и коммуникаций менеджеров и
звеньев различных уровней систем управления)
4) Система
— официальное, взаимосогласованное правила, процедуры и нормы, принятые
на факультете при осуществлении определенных видов деятельности
- система планирования и бюджетирования
- система бухучета
- система оплаты и стимулирования труда
- информационная система
- культура — совокупность коллективно-разделяемых работниками фирмы общих ценностей, убеждений, норм поведения и традиций.
- набор общих ценностей, которые определяют что важно для фирмы, а что нет
- норма поведения —неформальные правила, влияющие на решения и
действия всех работников фирмы, указывающие на то, что хорошо и
допустимо, а что нет.
- Традиции, общие символы и ритуалы, создаваемые на фирме, для развития общих ценностей и норм.
В целом элементы внутренней среды
маркетинга определяют производственные мощности фирмы, ее способность
производить высококачественную продукцию, уровень издержек и прибыли,
сильные и слабые стороны, обеспечивающие высокую конкурентоспособность
фирмы.
Они в большей мере подконтрольны фирме,
могут быть изменены ею в желаемом направлении при эффективном
менеджменте необходимых для этого ресурсов.
|